Конец 50-х, начало 60-х годов с легкой руки Ипьи Эренбурга называют годами "оттепели". На самом верху шла борьба за власть, которая явно отвлекала от дальнейшего закручивания гаек. В зти годы был запущен первый спутник, началось освоение целины, проходил фестиваль молодежи, появились новые лозунги и призывы, но страна оставалась закрытой от остального мира. Я до сих пор не могу понять, как я сумел в 1964 году, в составе группы молодежи от Общества дружбы "СССР-ФРАНЦИЯ" под эгидой ЦК ВЛКСМ выехать в одну из самых капиталистических стран.Говорили,что для такой поездки нужно сначала поехать в соцстрану,чтобы кто-то( а уши и глаза за тобой были всегда) решил, что можно тебя выпускать. Хотели убедиться, что ты лоялен, не сбежишь, что твоя мораль советского человека высока и тебе доверяют. И вот я, беспартийный, да еще с такой фамилией, оказался в стране своих предков. Не буду здесь писать подробно о тех впечатлениях, настроении, удивлении, которые переполняли меня. Память о Франции выразилась в моих фотографиях. Сон кончился. За одну ночь я отпечатал более двухсот снимков. Моему журналу этот репортаж был не нужен. Осенью в Советский Союз приезжал Шарль де Голь и ко мне обратилась"Литературная газета" - показать эту съемку. Работы понравились, но возник вопрос, а нету ли у меня кадров нищих, бездомных, каких-то острых социальных сцен. Даже такой газете требовалась ложка дегтя.Идеология в стране была бдительна. Такое я не мог снять, да и не за этим ехал. А разворот все же в газете был. Эту серию я показывал друзьям, коллегам по работе и видел, с каким интересом они прямо-таки изучали портреты людей, как они одеты, витрины радио, теле- и фотоаппаратуры, прилавки с завалом продуктов, с отсутствием очередей, от чего и я был в обморочном состоянии. Если исторические памятники, архитектуру, музеи еще можно было где-то увидеть или прочесть об этом, то бытовая сторона убивала. До чего была доведена страна, что ты сразу становился антисоветчиком, показывая это изобилие, которое само лезло в кадр. Я побывал на другой планете.Современная молодежь не испытает такого потрясения, эта пропасть пропала, у нас все утрированно ярче, мы уже привыкли и не удивляемся. В других аспектах нашей жизни еще поводов к удивлению много, но это другая песня, чаще с грустными мотивами. С 1995 года я перестал работать в журналах, снимал то, что представлено на сайте. Последние два года, бывая в Италии у сына, все время путешествовал, снимал и снимал. Мне хотелось понять и доказать самому себе, а смогу ли я вернуться к репортажу, к той манере съемки, от которой ушел уже так давно. Видимо, соскучился по этому жанру. Опять мое внимание было обращено к людям, к лирике их взаимоотношений, сценкам на улицах, в кафе. Красоту вечных символов Италии - архитектуру, памятники, фонтаны, площади снимают и будут всегда снимать по принципу: я тут был. Но весь этот набор красоты можно купить в виде альбомов, открыток, фильмов. А вот реальные, живые фотографии людей, которые не тиражированы, создают колорит страны и неповторимы - не купишь. Я сделал правильный акцент. Хотя и был большой перерыв в репортажной съемке, стилистика прежних лет осталась, я не изменил своей манере снимать, подмечать в своих героях черты, которые трогают душу. А для себя произнес: я сумел, я вернулся.
В. Лагранж